Геотекстиль ТЕРАТЕКС ТС в автодорожном строительстве: современное решение для долговечных дорог
Автодорожное строительство – сложный и многоэтапный процесс, требующий использования высококачественных материалов для обеспечения долговечности и надежности дорожного полотна. Одним из важных элементов, значительно влияющих на качество и срок службы дорог, является геотекстиль. В данной статье мы рассмотрим применение геотекстиля ТЕРАТЕКС в автодорожном строительстве, его преимущества и особенности использования.
Когда необходимо укрепление автотрассы?
Строительство автомобильных дорог – дело сложное и дорогостоящее, поэтому технологии для такого строительства продумывают самым тщательным образом. Несмотря на все усилия, часто дороги требуют ремонта уже через пару лет после прокладки. Что же становится причиной таких событий?
Чаще всего дороги приходят в негодность по нескольким причинам:
- Интенсивное дорожное движение;
- Долгий период эксплуатации и отсутствие промежуточного ремонта;
- Погодные катаклизмы и сложные климатические условия.
Не со всеми факторами можно успешно бороться, однако укрепить дорожную полосу и увеличить срок ее службы вполне возможно. Сделать это должны современные геосинтетические материалы, которые изготовлены из полимерного сырья и обладают массой преимуществ. Характеристики геотекстиля настолько привлекательны, что сделали его универсальным материалом при строительстве любого объекта, особенно автомобильные дороги.
Определение геотекстиля в нормативных документах
В ГОСТ Р 55028-2012 определено понятие «геотекстиль» —геосинтетический материал, получаемый по текстильной технологии.
Технологии производства в свою очередь делятся на:
- Нетканый геотекстиль представляет собой рулонный геосинтетический материал, состоящий из хаотически расположенных в плоскости полотна филоментов (волокон), соединенных между собой механически (иглопробивным способом) или термически.
Тканый геотекстиль определяется как рулонный геосинтетический материал, состоящий из двух переплетенных между собой волоконных систем (нитей, лент), имеющих взаимно перпендикулярное расположение и образующих поры (ячейки) размером менее 2,5 мм. Места пересечения нитей (узлы) могут быть усилены посредством третьей волоконной системы.
Дорожное строительство регламентируется двумя обширными сводами правил: СП 34.13330.2021; СП 78.13330.2012 и ГОСТ 33100-2014. Действие этих документов распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
ГОСТ Р 55028–2012 «Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения» определяет следующие функции этих материалов:
- армирование,
- разделение,
- фильтрация,
- дренирование,
- борьба с эрозией.
Что такое геотекстиль?
Полотно геотекстиля, проложенное между подушкой из песка, гравия и грунтом, служит разделителем этих слоев, предотвращая их смешивание. Имеет высокую прочность, надежность и другие уникальные свойства, за счет чего используется для решения множества задач. При строительстве дорог и в смежных сферах чаще всего используются нетканые геополотна из синтетических нитей и волокон. Такой геотекстиль может быть полипропиленовым или полиэфирным – первый, как правило, чаще остальных используется в дорожном строительстве за счет своих высоких характеристик.
Нетканые полотна все чаще используются для укрепления фундаментов, холмов и откосов, а также для увеличения срока службы автомобильных дорог и магистралей. Производством геотекстиля, подходящего для повышения надежности дорожного покрытия, уже долгое время занимается компания ТЕРАТЕКС. Геотекстиль ТЕРАТЕКС ТС – это современный геосинтетический материал, изготовленный из высокопрочных синтетических волокон полипропилена. Его структура представляет собой плотное, но гибкое полотно, обладающее высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к агрессивным средам, делающими его незаменимым компонентом при строительстве и реконструкции автомагистралей и дорог различного назначения. В отличие от традиционных методов укрепления дорожного основания, использование геотекстиля ТЕРАТЕКС ТС позволяет существенно повысить качество и долговечность дорожного покрытия,а также сократить затраты на ремонт и обслуживание.
Как работает геотекстиль?
Геотекстиль укладывают первым слоем, отделяющим всю дорожную систему от грунта, а также в качестве разделительного слоя между насыпными материалами — песком, щебнем.
Будучи расположенным между слоями насыпных материалов, геотекстиль не дает им перемешиваться. Кроме того, способность геотекстиля быстро пропускать воду препятствует размыванию дорожного покрытия. При ремонте и расширении дорог геотекстиль обеспечивает плотный контакт старого и «нового» покрытия, минимизирует риск проседания поверхности и образования трещин.
В СП 78.13330.2012 говориться о том, что используемые геосинтетические материалы (ГМ) должны соответствовать указанным в проекте характеристикам, а их укладка должна быть проведена согласно технологическим регламентам. При этом строго регламентируется качество основания, на которое укладываются армирующие и разделяющие прослойки из геосинтетических материалов. Перед отсыпкой грунта качество укладки контролируется визуальным осмотром и фиксацией сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен. Отсыпку грунта на геоматериал ведут «от себя», без заезда построечного транспорта на открытое полотно.
Геотекстильное полотно отлично выполняет поставленные перед ним задачи. Оно способно пропускать воду и создавать легкий и мягкий дренаж. Так как одним из слоев дорожного пирога неизменно является щебень, то полотно геотекстильного материала как будто притягивает к себе крупные частички щебня и образует самый настоящий фильтр. Такой конструкции вымывание почвы точно не грозит. На нестабильном грунте (глиняном или торфяном) геотекстиль является гарантией целостности покрытия. Так как почва неустойчивая и часто проседает, то слой щебня нередко рискует быть смешанным с грунтом. Укладка данного полотна исключает перемешивание и увеличивает срок службы покрытия. Высокая плотность синтетического полотна позволяет спокойно выдерживать нагрузки, даже если грунт смещается. Геотекстиль ТЕРАТЕКС ТС из первичного полипропилена не стареет и не расслаивается под действием воды, грунта, строительных смесей, кроме этого, без труда выдерживает воздействие агрессивных щелочей и кислот. Он позволяет значительно сэкономить, ведь сокращаются расходы на ремонт и эксплуатацию, а также снижается стоимость строительства вобщем. Геотекстиль способен эксплуатироваться даже в условиях очень низких температур или постоянной жары. В течение нескольких десятилетий он остается все таким же прочным, жестким и упругим, что значительно увеличивает срок службы автотрасс.
Какой геотекстиль необходимо использовать при строительстве дорог
Стоит обратить внимание что применение полипропиленового геотекстиля является современной альтернативой устаревшего в строительстве материала дорнита, разработанного в 70-х годах в ДОРНИИ, за счет более высоких прочностных характеристик .При строительстве дорог раньше использовали геополотно с плотностью от 250 до 500 г/м2. Но современный геотекстиль, такой как ТЕРАТЕКС ТС, при меньшей плотности способен обеспечивать более высокие прочностные характеристики. Так, например аналогом дорнита с плотностью 500 г/м2 – будет ТЕРАТЕКС ТС с поверхностной плотность всего 200-250 г/м2. То есть материал будет тоньше, но с теми же прочностными характеристиками. Применение материала такой прочности препятствует появлению колейности, провалов, выбоин, увеличивает межремонтные сроки и общий срок эксплуатации дорожного покрытия, что позволяет избежать ежегодного мелкого ремонта. Благодаря дорожному геосинтетику, продлевается жизнь асфальтного или бетонного покрытия дороги, предохраняя его от разрушений и трещин.
Если в планах строительство, расширение или восстановление дороги, парковки, то дорожный геотекстиль сделает этот процесс намного проще, сберегая при этом время и деньги.
Для укрепления основания и его стабилизации геополотна укладываются между грунтом и гравием (щебнем). За счет дорожного геосинтетика, под основанием дороги удерживается глинистая почва и предохраняется ее «выход» в верхние слои конструкции дорожной одежды.
Геотекстиль рекомендуется, как для строительства обычной дороги в жилом секторе, так и для возведения автострад, подъездных и технологических дорог с предполагаемой высокой транспортной нагрузкой (движение тяжелой техники, интенсивное движение). Кроме того, материал незаменим в сложных географических и климатических условиях, подверженных часты температурным колебаниям. В процессе строительных работ геосинтетик препятствует неравномерному проникновению в грунт насыпного материала. Как результат – сокращение расходов сыпучих стройматериалов. Использование геотекстиля позволяет сократить применение щебня крупных фракций на толщину более чем 2,5 см).
Целесообразно применение геополотна на мягких, слабонесущих грунтах, где материал образует армирующий слой. Он создает препятствие для деформации дорожного покрытия.
Экономический эффект от использования геополотен становится заметным в течение короткого срока, в то время, когда дороги, возведенные без геосинтетика, начинают подвергаться ремонту.
На первый взгляд дорожное полотно или другое подобное сооружение выглядит просто как определенное покрытие, например, асфальтобетон. Однако фактически автомобильная дорога представляет собой несколько технологических слоев из различных материалов, которые находятся под асфальтовым слоем. Один из них – геотекстиль.
Геотекстиль входит в конструкцию не только автомобильных дорог, но и используется во множестве других сфер, где выполняет схожие функции. Его применение необходимо для повышения качества дорожного полотна и многих других объектов, особенно учитывая характеристики большей части грунта на территории России.
Преимущества использования геотекстиля ТЕРАТЕКС:
- Повышение долговечности дорожного покрытия;
- Улучшение качества дорожного полотна;
- Экономическая эффективность;
- Прочность на растяжение в продольном и поперечном направлении;
- Экологичность;
- Простой монтаж;
В заключение, использование геотекстиля ТЕРАТЕКС в автодорожном строительстве является эффективным и экономически выгодным решением, обеспечивающим высокое качество, долговечность и надежность дорожного полотна. Его применение позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики дорог, снизить затраты на ремонт и обслуживание, а также обеспечить безопасность движения. Выбор геотекстиля ТЕРАТЕКС – это инвестиция в будущее, гарантирующая долговечность и надежность автодорожной инфраструктуры.
ТЕРАТЕКС в цифрах
Федеральных и региональных объекта, построенных с нашими материалами.
Складских площадей
Геосинтетического материала реализовано за год
Количество проведенных испытаний за год
Количество регионов России, в которые осуществлялась поставка материала.
Профильных мероприятий было посещено за год.